@ в 4и69ре / DogPlanner
Собаки в искусстве
Знакомим вас с произведениями искусства, в которых запечатлены наши мохнатые любимцы, а также рассказываем о собаках гениальных людей
14.10.2020
Портрет Федора Шаляпина с любимцем семьи, французским бульдогом Ройка
Друзья, хочется обратить взгляд к живописи и рассказать о каком-нибудь художественном произведении искусства. И вот о ком пойдёт речь. Великого русского оперного и камерного певца Фёдора Ивановича Шаляпина писали лучшие художники мира. Сам Фёдор Иванович с удовольствием позировал для картин и скульптур, и, необходимо отметить, великий певец просто обожал собак.

В дореволюционной России существовало большое поголовье французских бульдогов. Эти маленькие обаятельные собаки имели приличное количество поклонников. К ним принадлежал и Фёдор Иванович, который, уезжая за границу, забрал с собой всех своих "французов". Увидеть отношение Шаляпина к собакам помогает живописное наследие, а также архивные фотографии.

Один из самых известных портретов Фёдора Ивановича Шаляпина написан в 1922 году художником Борисом Михайловичем Кустодиевым. Сам Шаляпин познакомился с Кустодиевым еще в 1919 году по инициативе писателя Максима Горького, уже после октябрьской революции. Тогда Федор Иванович решил попробовать себя в режиссуре и начал работать над постановкой в Мариинском театре оперы А. Н. Серова "Вражья сила". Эскизы декораций предложили сделать Кустодиеву. После премьеры художник предложил написать портрет певца.

Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях. Ведь чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения. На портрете на высоком снежном пригорке, как на пьедестале, возвышается величественная фигура певца. На нем широко распахнутая бобровая шуба и шапка с бархатным верхом. На заднем фоне зимний пейзаж народного празднования масленицы. У ног певца стоит французский бульдог по кличке Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным.

Ройка как раз был собакой его младшей дочери Марины. Он был подарен ей отцом на день рождения. Это та девочка в черном пальто, которая идет по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфушей и шаляпинским любимцем, бывшим хористом Мариинского театра Исайкой Дворищиным, которого до революции певец таскал за собой по всему свету. На картине Марина прижимает к груди игрушечную обезьянку Кинку. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком.

Сохранились воспоминания Кустодиева-младшего об отце и работе над полотном: "....Любопытно было смотреть, как позировала любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский бульдог (он изображен в правом углу картины в натуральную величину). Для того чтобы бульдог стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, а Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по часу в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: "Городовой! " - бульдог падал "замертво". Портрет был закончен в два- два с половиной месяца, после чего его купил Шаляпин и увез в Париж".

Сам Борис Михайлович Кустодиев так и не смог увидеть портрета при нужном отдалении, так как Шаляпин выкупил его и в 1922 году увёз за границу, в эмиграцию во Францию. Сам он высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих из своей большой коллекции картин русских художников.
Слева оригинал портрета Ф.И. Шаляпина, холст, масло, 1922 г.
Справа эскиз к портрету, 1920-1921 гг.
10.10.2020
Стихотворение "Багаж" С.А. Маршака
Наверное, многие знают замечательное стихотворение "Багаж" Самуила Яковлевича Маршака.

Это стихотворение о путешествии, во время которого сбежавшего из вагона щенка заменили стоявшей на перроне огромной дворовой собакой, было написано Самуилом Яковлевичем в 1926 году и впервые напечатано в сборнике "Советские ребята". В первой версии этого произведения дама ехала в город Тверь («Как только приехали в Тверь, /
Открыли багажную дверь / И стали носить в экипаж / Приехавшей дамы багаж...»), и уже потом конечной стал город Житомир.

Вспоминая об истории написания «Багажа», Самуил Яковлевич говорил, что приступил к нему без заранее придуманного сюжета. В начале его интересовала, в первую очередь, ритмика стиха. Финальные строчки, воспроизводящие объяснения железнодорожников с хозяйкой багажа, родились у поэта случайно: «Однако за время пути собака могла подрасти!».

Для Самуила Яковлевича в «Багаже» была важна игра со словом, поэт говорил, что такой вид творчества помогает детям быстрее усвоить «музыку языка». Двигателем сюжета в стихотворении является многократное перечисление тех предметов, которые вместе с дамой отправились в путешествие: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка».

Взрослые улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительным отношением к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидят иронию в названии станции — «Дно».

Багаж (Самуил Яковлевич Маршак, 1926 г.)

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
С.А. Маршак "Багаж"
10.09.20
Картина армянского и советского художника-живописца Мартироса Сарьяна "Константинопольские собаки"
Кто-нибудь обязательно слышал о картине 1910 года армянского и советского художника-живописца Мартироса Сарьяна "Константинопольские собаки". Картина в 1980 году приобретена у семьи художника и располагается в Музее имени Сарьяна в Ереване.

Это одна из картин, написанных во время восточного путешествия художника. В своих мемуарах Сарьян писал: "Для изучения животных в Константинополе был большой материал. Собаки жили здесь целыми семейными стаями, каждая стая в своём определённом районе… Мимо них медленно, покачиваясь в своеобразном ритме, шагали мужчины в широких шароварах и красных фесках, шли, постукивая деревянными сандалиями, турчанки в чадрах, пробегали дети, но собак никто не трогал".

На переднем плане картины - четыре собаки на залитой солнцем улице. Две из них, оскалившись, бросаются друг на друга, третья наблюдает за ними, а четвёртая - "... ленивая и безразличная". За собаками наблюдает расположившийся в тени темнокожий человек в феске, он курит кальян. На заднем плане изображены ослик с поклажей и идущая по улице женщина в чадре.

"Хотя как будто изображенные крупным планом животные и близки нам, а как мотив они к тому же выходят за пределы самого обычного явления, картина всем своим художественным строем говорит о необычности. <…> Странные, ритмично размещенные существа отбрасывающие ярко-синие тени, образуют как бы четко упорядоченный плоскостный декоративный рельеф, куда нет прямых дорог". (советский искусствовед, историк искусства, главный редактор журнала "Искусство" Владислав Мстиславович Зименко)

Картина была повреждена ещё при жизни Сарьяна; в связи со 140-летним юбилеем живописца в 2020 году полностью отреставрирована.

Всем добрейший Гав:)
10.07.20
Великий Пабло Руис-и-Пикассо и его такса Лумп
Все знают испанского и французского художника, скульптора, графика, театрального художника, керамиста и дизайнера, полное имя которого Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Сложно и красочно?... Именно таким был и сам творческий путь великого Пабло Руиса-и-Пикассо.

У Пикассо было много собак, но была единственная, которую он носил на руках и мог кормить с рук - это такса по прозвищу Лумп. Художник как-то сказал, что "Лумп не собака, но и не человек, он кто-то другой". Давайте посмотрим выдержки из книжки американского фотожурналиста Дэвида Дугласа Дункана с рассказом о таксе, которая на несколько лет стала близким другом Пабло Пикассо. Книжка так и называется "Лумп - собака, которая съела Пикассо" ("Lump: the Dog who ate a Picasso").

В начале пятидесятых Роберт Капа познакомил Пикассо со своим коллегой, военным фотокорреспондентом Дунканом. Фотограф и художник подружились и Дункан стал вести фотолетопись жизни великого испанца, подолгу живя в его доме под Каннами. В 1957 г. Дункан приехал к Пикассо не один. Вместе с собой он привез таксу, пёсыча звали Лумп (именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки - "каналья").

Жизнь Лумпа в доме у Дункана не сложилась - у того была еще афганская борзая, которая относилась к Лумпу как к игрушке и жизнь у щенка была невыносимой. И вот весной 1957 г. Лумп появился в доме, который в то время был, по словам Дункана, "центром притяжения для музейных кураторов, коллекционеров, владельцев художественных галерей, поэтов, издателей, русских пианистов и цыганских гитаристов, тореадоров, невероятного количества старых друзей и каких-то незнакомцев, жаждущих общения с маэстро".

Лумп выпрыгнул из машины Дункана, тщательно обнюхал все интересные уголки сада и виллы, осмотрелся вокруг и вошел в дом. На несколько лет Лумп займет свое место в семье Пикассо вместе с еще одной собакой - боксером Яном и козой по имени Эсмеральда. Художник, как пишет Дункан, любил окружать себя домашними животными, но у него никогда не было никакого сентиментального отношения к ним. К ним ко всем, но не к Лумпу.

Лумп, как и все порядочные таксы, спал в одной постели с хозяином. Пикассо кормил его со своей тарелки, украшенной портретом Лумпа и в благодарность пёс поднимал ножку только на стоящую во дворе дома бронзовую скульптуру работы мастера, стоившую баснословных денег.

Лумп был единственным домашним животным, которое Пикассо брал на руки и пускал в мастерскую, когда работал. "Я думаю, что Пикассо любил его потому, что они оба были одиночками", - говорил Дункан. Допустить собаку к недоеденному на своей тарелке - обязанность каждого хозяина таксы. Для Пикассо - это еще и проявление наивысшей симпатии к живому существу.

Маленькая такса из Штутгарта вошла в историю изобразительного искусства XX века. В день их первой встречи Пикассо обессмертил Лумпа, изобразив его на тарелке, но это было лишь начало. На сорока пяти картинах, созданных по мотивам шедевра Веласкеса "Менины", Пикассо заменил флегматичную борзую на переднем плане на беспечного Лумпа.
02.07.20
Собака детектива Коломбо
Здесь хотим рассказать вам об уже ставшим классическим детективном телесериале, созданным Ричардом Левинсоном и Уильямом Линком, "Коломбо" (англ. Columbo). В главной роли лейтенанта Коломбо, детектива отдела по расследованию убийств лос-анджелесской полиции, бессменно снимался актёр Питер Фальк (англ. Peter Michael Falk).

Хотя Питер Фальк неустанно работал над созданием самого эксцентричного детектива, которого когда-либо показывало телевидение, только во втором сезоне "Коломбо" характер героя, за которого актёр получил Эмми и Золотой глобус, был завершен.

Именно тогда зрители впервые увидели замечательного пса Коломбо - в премьерном эпизоде сезона "Этюд в черном", который дал зрителям возможность одним глазом увидеть более мягкую сторону гениального детектива, который часто хранит сваренные вкрутую яйца в кармане своего любимого помятого плаща.

Это происходит в сцене, в которой знаменитый персонаж Питера Фалька неожиданно показан не разговаривающий с подозреваемым или свидетелем, а в кабинете у ветеринара. Перед ним мы видим бассет-хаунда возрастом со слов сыщика в "миллион лет", отдыхающего на столе, и после того, как ветеринар подтвердил заключение о состоянии здоровья собаки, Коломбо объясняет, что он только что взял этого бедолагу в приюте, где заявили, что пёс доживает последние дни своей жизни.

На протяжении всего эпизода Коломбо знакомится со своим новым компаньоном, изо всех сил пытается найти для него подходящее имя, но уже в этой первой сцене связь между детективом и собакой все- равно видна, когда он говорит ветеринару: "Симпатичный, правда?".

"Симпатичный" было тем самым словом, которое изначально оттолкнуло Фалька от того, чтобы взять собаку в мир Коломбо. Актер, как известно, отказался от идеи пёсы у своего героя, когда режиссер эпизода Николас Колозанто впервые предложил её. В интервью BBC Television в 1993 году Фальк вспоминал: "Он сказал: "Я думаю, это отличная идея - собака". Я подумал, что он говорит о какой-то милой собачке, и я подумал, что это будет слишком мило, понимаете? Я сказал: "Нет, забудь об этом, Ник".

На тот момент актер решил, что у его героя итак было уже достаточно причуд, включая его потёртый плащ, разваливающийся автомобиль, перец чили, сигары и многие другие.

После этого Фальку больше никто не сказал ни слова о предложенном щенке. Поэтому, когда он пришел на трехдневную съемку, был очень удивлен, когда Колозанто помахал ему рукой и сказал: "Пройди в комнату". Следуя за режиссером, Фальк описал момент - когда они подошли к двери, то Колозанто внезапно остановился и сказал: "Сейчас ты увидишь собаку".

Теперь уже все знают, что Фальк был очень дотошным актером, когда дело касалось его персонажа - Коломбо. И его естественная реакция, когда дверь в комнату распахнулась, получилась очень милой: "И вот эта собака. Он лежит, он еле ходит, он полумертвый, ему миллион лет, и он неотразим", - сказал Фальк в интервью известному изданию. Он сказал это, широко улыбаясь, инстинкт Колозанто его не подвел - "Я имею в виду, ты влюбишься в этого зверя" - сказал он, а я ответил: "Хорошо, хорошо". Я не знал, что это будет такая собака".

В "Этюде в черном" ветеринар спрашивает Коломбо: "Скажите, сколько ему лет?" и Коломбо отвечает: "Трудно сказать". Затем детектив обращается к ветеринару за советом, как бы он называл собаку. Ветеринар отвечает: "Я всегда слышал одно имя, но никогда не встречал собаку с этим именем: Фидо!". Коломбо неуверенно повторяет "Фидо". Поклонники знают, что Коломбо не согласился с неоригинальным предложением ветеринара.

Позже в этом эпизоде Коломбо нерешительно пробует другое имя собаки - Бетховен (и это за два десятилетия до того, как известный сенбернар стал иконой кино в 1992 году).

Затем ближе к концу мы снова видим Коломбо у ветеринара, где собаке делают прививку от бешенства, а Коломбо узнает, что его собаке нужна лицензия. Ветеринар спрашивает: "Вы его уже назвали?" Коломбо отвечает: "Нет, я думал о том, чтобы понаблюдать за ним и дать ему имя, соответствующее его поведению, но всё, что он делает, это спит и пускает слюни. Этой собаке нужно имя, которое придаст ей некий статус".

В итоге Коломбо назвал его просто Пёс. И Фальк в конечном итоге невероятно привязался к самой пёсе, которая его играла. Фальк рассказывал: "Вы знаете, что особенность этой собаки в том, что большинство людей не знают, что первый пёс был действительно старым". Генри, сыгравший его, действительно пришел из приюта, откуда его забрал дрессировщик Рэй Бервик - человек, укротивший сотню ворон для фильма Альфреда Хичкока "Птицы". Генри, разумеется, остался верен Коломбо, но, несмотря на свой ленивый вид, пёс-актер усердно работал в Голливуде. Его можно вспомнить по сериалу "Скоряа помощь" ("Emergency!"). В 1976 году в эпизоде «Fair Fight» обвисший бассет стал талисманом "Станции 51". В этом сериале у собаки было имя. Но это был все тот же Генри.

Фальк вспоминал: "'В конце первого сезона он умер, поэтому нам пришлось завести новую собаку". Новая собака на самом деле была собакой-спасателем, замыкая круг телевизионного наследия собачьего персонажа.

Отношения Пса и Коломбо настолько прекрасны, что их даже увековечили в бронзе на улицах Будапешта (Венгрия).
02.06.20
Собаки Юрия Никулина
Друзья сегодняшнюю рубрику мы посвятим Юрию Владимировичу Никулину и его пёсам, ведь в семье Никулиных собаки были всегда.

Первой его собакой была той-терьер Малька. У Юрия Никулина она появилась, как подарок от отца в 10 лет. Малька была надрессирована и очень сильно любила своих хозяев. Были тяжелые времена и Юрий Владимирович ушёл на войну. Даже на фронте он просил прислать ему фотографию его собачки, возможно, именно она его мотивировала поскорее вернуться с войны домой. Через семь лет Никулин вернулся домой и Малька узнала его. Из воспоминаний известно, что она очень сильно радовалась, и минут 10 просто облизывала его всего и не могла успокоиться. Малька прожила 16 лет, но, к сожалению, не смогла оставить потомства, из-за того, что в то время эта порода была непопулярна и ей просто не смогли найти пару.

Из рассказов Юрия Никулина:
- Когда мне было 10 лет, отец подарил мне первую собаку. Он работал в цирке, писал сценарии. И вот одному из дрессировщиков так понравился сценарий номера с овчарками, что помимо гонорара он вынул из кармана пиджака и подарил отцу крохотного той-терьерчика. Так появилась у нас Малька. Над именем долго не размышляли. Раз маленькая - значит, Малька! Несмотря на определенные трудности того времени, ей ежедневно покупали 50 граммов сливочного масла "Экстра" по 17,50 за кило, а вся семья ела маргарин. Она была членом нашей семьи и, как настоящая цирковая собака, умела считать. Все знают, как обычно считают собаки в цирке: в нужный момент
дрессировщик подает животному определенный условный знак. Но наша Малька, поверьте, считала по-настоящему. Правда, до пяти. Покажешь ей два пальца, она внимательно посмотрит, подумает и лает два раза, покажешь три - лает три раза. У нас в коммунальной квартире была соседка, Юлия Михайловна, пожилая женщина. У нее были большие, заскорузлые, натруженные руки, а пальцы такие огромные, что Малька часто ошибалась, принимая один ее палец за несколько обычных.

Следующей пёсой Юрия Владимировича оказалась африканская голая собака Фрик, которую подарил Никулину знаменитый дрессировщик. Но Юрий Владимирович не верил словам дрессировщика и утверждал, что это обычная дворняга. Фрик прожил довольно длинную жизнь.

В 1951 году после свадьбы у Юрия Владимировича появляется такса Текки. Её пристроили ему прошлые хозяева, так как им нужно было срочно переезжать. Такса появилась уже в возрасте, но всё равно с удовольствием ездила на гастроли. Прожила такса недолго, но всё равно осталась в памяти коллег Юрия Владимировича.

После таксы появился спаниель Лорд. Именно об этой собаке Никулин вспоминал с досадой. "...Мог смело подбежать и укусить кого угодно! Не кусал он только одного человека - кинорежиссёра Гайдая. Тот был какой-то завороженный, его вообще никакие собаки не кусали, - вспоминал Юрий Владимирович, - он вставал на четвереньки, лаял прямо в морду Лорду, всячески пытаясь спровоцировать агрессию, - безрезультатно. Так Лорд его и не цапнул. А меня кусал, и еще как".

После Лорда у Никулина появился ризеншнауцер Дан. Выступая перед военным коллективом у Юрия Владимировича случайно вылетела фраза: "Люблю собак", и тут из военного питомника ему приносят подарок - Дана.

Из рассказов Юрия Никулина:
- Наш Дан выступал на арене цирка с репризами. А родилась эта идея так. Мы шли вечером с женой из цирка (это было на гастролях в Куйбышеве). В парке на скамейке сидела парочка. Рядом гуляла собака, очевидно, собака девушки. И как только молодой человек пытался поцеловать девушку, собака начинала безудержно лаять. Тогда девушка брала и бросала палку, и пока собака бегала за палкой, парень быстро-быстро ее целовал. Собака очень скоро возвращалась с палкой, видела, что хозяйку целуют, и начинала опять гавкать! Ужас, конечно! Так повторялось раз пять, наверное, и мы с супругой просто умирали от смеха. Этот сюжет послужил поводом для сцены, которую мы сделали. В цирке молодого человека играл один наш артист, девушкой была моя жена, а той самой собакой был наш Дан. На арене повторялась вся эта история с поцелуями, потом девушке это надоедало, она отправляла собаку домой, и та исчезала. И только они опять собирались целоваться, как появлялись два бандита. Это были я и Шуйдин, в кепках, с папиросами. Ухажера мы сразу же выгоняли, чуть ли не выкидывали с манежа. Потом с двух сторон наступали на несчастную девушку, сидящую на скамейке. Она кричала: "Мухтар, ко мне!", выскакивала собака, валила моего партнера, срывала с меня шарф. Я убегал, пес бросался за мной, вцеплялся в зад и спускал штаны. В итоге мы поднимали руки, а девушка и собака сдавали нас в милицию. Эту сценку публика очень хорошо принимала!

Но настоящая история с бандитами у Дана всё-таки тоже была - рассказывает Юрий Владимирович:
— А ещё Дан однажды задержал преступника. Это произошло в 80-м году в Тбилиси. Я был очень занят в цирке, и Дана чаще выгуливала жена. И вот как-то вечером вышли они прогуляться. Вдруг крики: "Помогите! Убивают!". Жена с Даном поспешили к месту происшествия и увидели, что один человек лежит, а другой убегает. Когда он немного удалился, жена спустила Дана с поводка, дав команду "фас". Наш "ризен" в три прыжка догнал убегавшего, повалил и задержал до прихода милиции. Потом выяснилось, что это преступник, который бежал из мест заключения и был вооружен заточкой. Через некоторое время нас с Даном пригласили на выставку собак в Битцу, и при всех полковник милиции наградил собаку медалью. Если это было бы сейчас (интервью проводилось в 1993 году), я бы обменял медаль на 5 кг мяса!

Через некоторое время сын Юрия Никулина подобрал на улице щенка фокстерьера Кутьку. Вот так теперь в их большой семье жили две собаки - ризеншнауцер Дан и фокстерьер Кутька.

У Кутьки был типичный фокстерьерский характер. Стоило ему появиться на собачьей площадке, как хозяева со своими собаками в ужасе разбегались. Все уже знали - через некоторое время начнется драка. Причем драться будут все, кроме Кутьки. Сама фокстерьериха будет сидеть в стороне с невинным видом, не знающему человеку и в голову не придёт, что завела всех именно она. И еще она не терпела, когда что-то уносили из дома. Если Юрий Владимирович, поставив автограф, передавал кому-то, например, книгу, Кутька кидалась и не выпускала за порог счастливого обладателя подписанного издания. Кутька обладала интересным свойством: усаживалась на колени, передними лапками упиралась в плечо и начинала урчать в ухо. Юрий Владимирович прозвал ее "пришельцем". Прожила фокстерьериха 13 лет.

А после смерти Дана Юрий Владимирович не смог смириться с потерей и решил взять нового щенка ризеншнауцера. Его жена приобрела девочку Ютту. Но тут на почту приходит письмо - "К вам едет посылочка из Германии". Спустя несколько дней прилетает щенок ризеншнауцера - Фёдор. Полное имя - FEDOR V.SCHWARZEN SCORPION. Юрий Никулин уже думал отдавать Ютту, потому что с двумя большими собаками будет сложно ужиться, но так сложилось, что они жили абсолютно счастливо все последующие годы в полном составе. Юрий Владимирович очень полюбил породу ризеншнауцер, своей жизни без них он не видел. Фёдор был любимчиком Никулина, да и сам пёс ни на шаг не отступал от своего хозяина. Он был чемпионом Румынии.

На Новодевичьем кладбище был открыт памятник Юрию Владимировичу Никулину. На нём увековечен сам великий клоун, примерно в возрасте 40 лет, который присел отдохнуть после долгих выступлений, а рядом лежит его любимый пёс - ризеншнауцер Фёдор.
02.06.20
Зарбазан из "МИМИНО"
Речь сегодня пойдёт о замечательном советском фильме - "полусказке", именно так этот жанр охарактеризовали многие кинокритики, "Мимино", снятом гениальным режиссёром Георгием Николаевичем Данелией и первый раз показанном в 1977 году на Международном московском кинофестивале.

Все мы отлично помним нетривиальную историю провинциального грузинского лётчика Валико Мизандари, которого потрясающе воплотил на экране Вахтанг Константинович Кикабидзе. Валико решает перейти в большую авиацию после неожиданной встречи своего бывшего однокурсника и покорившей в тот же миг его сердце стюардессы Ларисы Ивановны, которые летают на международных линиях на самолёте Ту-144. Однако после осуществления своей мечты наш герой осознаёт, насколько сильна его связь с родиной, и возвращается домой.

У лётчика Валико в фильме была собака по кличке Зарбазан, что по-грузински значит «пушка». Режиссёр искал на эту роль типичную дворнягу, поэтому все варианты ухоженных домашних любимцев ему не подходили.

Вот, что рассказывает сам Георгий Николаевич о поисках Зарбазана в своей книге «Тостуемый пьет до дна»:
"...Зарбазана привезла из Москвы дрессировщица. Это была маленькая собачка. Звали ее Чапа. Славная собачка, но я был недоволен. По Чапе видно было, что она ухоженная и домашняя. А пёс Мимино должен был быть потомственной дворняжкой. Встретил я его, когда открылся перевал и мы на рассвете ехали в аэропорт. Он неторопливо трусил по улице. Невысокий, вернее, маленький, лохматый, одно ухо торчит вертикально, второе — болтается. Бородка в колючках, походка независимая. Настоящий Зарбазан! Кино есть кино. Тут же решили: «Сейчас некогда! С хозяином объяснимся потом». Забрали пса — и увезли. А когда вернулись, выяснили, что хозяина у Зарбазана нет и никогда не было. Он с детства жил вольной жизнью. Питался в ресторане при гостинице и в хинкальной на площади Ленина. Зарбазана мы все полюбили: он был понятливый, веселый и, несмотря на солидный возраст, любил играть в футбол. Когда после съемки механики гоняли мяч, Зарбазан принимал в этом активное участие — подпрыгивал и ударял мяч носом. Иногда его даже в ворота ставили. Когда возвращались в Москву, Зарбазана взяли с собой (он нужен нам был для съемки в декорации деревенской школы). Поселился он у директора фильма Валеры Гандрабуры. Валера и его жена обожали Зарбазана и баловали его. Жена работала в хорошем месте и кормила пса шоколадом и черной икрой. К теплой постели и деликатесам Зарбазан был не приучен. И недолго протянул. Похоронили мы его на территории «Мосфильма» (ночью, чтобы никто не видел) в яблоневом саду, который посадил Александр Довженко...".

Кстати, в своей книжке Данелия рассказывает также небольшую интересную историю про несостоявшегося Зарбазана Чапу:
"...Прилетели мы в Омало, разбили палатки, неподалеку на возвышенности соорудили умывальники и туалет. Легли спать. Утром слышу крики:
— Дрессировщица, дрессировщица!
Возле умывальников сидят две собаки, кавказские овчарки, ростом с годовалого теленка. Сидят себе и смотрят. А наши боятся и зовут дрессировщицу.
Из палатки выглянула дрессировщица:
— Что случилось?
— Нам умываться надо! Скажите им, чтобы ушли!
— На каком языке? Я грузинского не знаю.
Тут из палатки выскочила собачка Чапа и побежала к этим страшным псам.
— Чапа, стоять! Чапа, фу! Сейчас они ее проглотят! — закричала в ужасе дрессировщица.
Но Чапа уже подбежала к гигантам и тоненько тявкнула:
— Тяв!
И эти волкодавы вдруг вскочили, поджали хвосты и рванули. Врезались в стадо, стадо закрутилось, понеслось — и исчезло в ущелье. Осталась только пыль и старик пастух, который неподвижно стоял, опершись о посох.
— Что это они у тебя такие трусливые? Малюсенькую собачку испугались, — сказал я.
Пастух пожал плечами:
— Откуда они знали, что это собака? Они подумали, лягушка лает..."

Мы же навсегда запомним и будем с огромнейшим удовольствием смотреть на доброго замечательного Зарбазана при очередном просмотре этого советского киношедевра.
Пожалуйста, подпишитесь на получение новостей!
Раз в месяц вы будете узнавать о наших последних обновлениях и самых интересных новостях. Спасибо!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda